Провайдер нового поколения: Сбер дает доступ к своему облачному суперкомпьютеру и искусственному интеллекту
Облака из тренда превратились в норму жизни, но это не значит, что новым облачным провайдерам больше нечем удивить публику. О том, как Сбер делится своими наработками с другими компаниями и даже государством, нам рассказал Фёдор Прохоров, заместитель генерального директора по информационным технологиям компании SberCloud.
CNews: SberCloud — одна из новых компаний в цифровой экосистеме Сбера. Расскажите подробнее, для чего она была создана и чем вы занимаетесь?
Фёдор Прохоров: Мы молодая компания, созданная в 2019 г. Дело в том, что в Сбере накопилась достаточная экспертиза в области информационных и облачных технологий. Стало понятно, что она может быть востребована не только внутренними заказчиками, но и внешними. Так было принято решение создать компанию, которая будет облачным провайдером не только для банка и его дочерних компаний, но и для других организаций, будь то бизнес, государство или научные институты.
CNews: На российском рынке немало облачных провайдеров. В наш новый рейтинг только крупнейших поставщиков IaaS-2020 вошло 16 компаний, предоставляющих подобные услуги. На ваш взгляд, рынок насыщен слабо? Зачем нужен еще один провайдер?
Фёдор Прохоров: мы предоставляем не только традиционный сервис в виде IaaS, PaaS, но и решения, которые до нас в России получить было негде. Расскажу по порядку. У нас есть несколько продуктовых линеек. Первая, достаточно традиционная, — это то, что мы называем SberCloud Enterprise. Это как раз технология инфраструктуры как сервиса (IaaS), позволяющая любым компаниям легко войти на рынок облачных технологий.
Вторая большая часть — облачная платформа SberCloud Advanced, платформа как сервис (PaaS). В нее входит более 50 различных сервисов более высокого уровня, которые позволяют, как из деталей «Лего», собирать, строить приложения. И всё это настолько просто, что при желании можно буквально в течение часа составить из вот этих кубиков трехзвенную архитектуру приложения, у которой будет фронт-энд передача данных и бэк-энд, и все это будет работать, автоматически масштабироваться и служить хорошей основой для разработки любых коммерческих продуктов и решений.
И третья большая часть — это суперкомпьютер «Кристофари», а также облачные сервисы для работы с ним. «Кристофари» — самый мощный и современный в России суперкомпьютер, построенный на передовых технологиях решениях NVIDIA DGX, InfiniBand, NetApp ONTAP AI и доступный нашим клиентам через публичное облако.
Недавно мы запустили новую облачную платформу для работы с искусственным интеллектом — ML Space. Это набор инновационных взаимно интегрированных ML-продуктов для тех, кто занимается большими данными и машинным обучением, который с одной стороны позволяет дата-сайентистам сосредоточиться на своей основной профессии — построении и обучении моделей и автоматизировать рутинные задачи, такие как подготовка/очистка данных и пр. С другой стороны, ML Space демократизирует ресурсы суперкомпьютера и технологию машинного обучения, упрощает работу с ними. Не все могут позволить себе купить дорогостоящее «железо» для обучения нейросетей и не у всех в штате есть достаточно квалифицированные сотрудники для того, чтобы этими ресурсами правильно воспользоваться.
ML Space позволяет ускорить, оптимизировать и упростить процесс обучения моделей, препроцессинга данных и развертывания моделей на высокопроизводительной инфраструктуре (до 1000+ GPU) для последующего внедрения их в микросервисы, функции и приложения. Сегодня ML Space — это единственная в мире облачная платформа, позволяющая обучать ИИ-модель более чем на 1000 графических процессоров (GPU). С появлением «Кристофари» и ML Space самый широкий круг компаний и организаций может использовать ML-технологии для решения своих бизнес-задач.
CNews: Получается, что ваше конкурентное преимущество в том, чтобы не отказываться от традиционных услуг, вместе с тем предоставляя новые сервисы?
Фёдор Прохоров: Да, действительно мы не отказываемся от IaaS-продуктов, потому что понимаем, что это некая первая ступень, но намного больший фокус сейчас у нас именно на PaaS-решениях и на том, что можно называть AI as a Service и ML as a Service. Последнее направление, кроме ресурсов и программных продуктов, включает в себя консалтинг, чтобы показать, как компании могут извлечь прибыль из всей мощности нашего суперкомпьютера «Кристофари». Мы изначально, при проектировании этого суперкомпьютера, предполагали и планировали, что вся его мощность должна быть доступна из публичного облака для того, чтобы предложить сервисы для работы с искусственным интеллектом как сервис для всех клиентов: неважно, входят они в группу «Сбер» или нет.
CNews: Легко бизнесу «переезжать» в облако? Есть ли какие-то сложности?
Фёдор Прохоров: Мы стараемся коммуницировать и начинать диалог с нашими потенциальными клиентами на самых ранних стадиях для того, чтобы понять их текущую архитектуру. В облаках оказываются не только стартапы. Иногда это компании с историей и уже накопленной базой, обремененная технологиями. В этом случае нам нужно вместе подумать о том, как все эти накопленные ИТ-системы и процессы ложатся на облачную инфраструктуру. Не всегда это происходит легко, потому что в имеющихся ИТ-ресурсах компании-заказчика может быть не самое новое оборудование, какие-то не очень новые архитектуры, которые не приспособленны к облакам. Бывает так, что есть специфические потребности в оборудовании.
Говоря о таких сложностях, приведу яркий пример. В принципе, он не относится напрямую к экосистеме, потому что у нас довольно похожий подход для всех клиентов, вне зависимости от того, являются они частью нашей экосистемы или нет. К нам приходили небольшие компании буквально с такими словами: «Вот у меня под столом есть сервер, на нем работает бухгалтерская программа из 90-х, заберите его в облако». И тут приходилось, конечно, объяснять, что так просто это не работает. Возможно, стоит пересмотреть архитектуру, проанализировать то, как заказчик использует продукты от тех или иных вендоров, потому что не все решения могут заработать.
Но, с другой стороны, мы не просто заявляем таким компаниям, что этого сделать нельзя, потому что у вас что-то не подходит или несовместимо с облачными технологиями. Мы рассказываем, как легко и эффективно ситуацию поменять. Иногда для этого достаточно просто перейти на более новые версии ПО или нужно поменять какие-то продукты, принять решение внедрить что-то более сложное, но, в любом случае, у нас есть специальные люди, которые помогут перенести бизнес в облако надежно и быстро.
Более того, мы недавно открыли новое бизнес-направление SberCloud Professional & Managed Services — экспертные услуги поддержки бизнеса на всех этапах облачной трансформации. Это комплекс инженерных и консультационных услуг по внедрению и адаптации облачных продуктов, включая технологический консалтинг, миграцию, а также установку и настройку ПО в облаке SberCloud. Новые сервисы решают проблему дефицита времени, трудовых ресурсов, облачных компетенций для реализации быстрой, безопасной и экономически эффективной миграции в наше облако.
CNews: Облака долго держались в новейших трендах, но сейчас они уже превратились в обыденность. Какие новые тенденции вы видите в 2021 г.?
Фёдор Прохоров: Я думаю, сложно назвать какой-то более очевидный тренд, чем различные формы онлайн-коллабораций и коллективной работы. Все понимают, какой огромный скачок осуществили компании, работающие в этой сфере. Люди по всему миру проводят огромное количество времени на онлайн-конференциях, распределенные команды становятся мейнстримом и я думаю, что это направление продолжит развиваться. Мы навряд ли полностью вернемся к тому офлайн-режиму, когда все работают в офисе.
Скорее, будет реализован какой-то гибридный режим, когда часть сотрудников работает в офисе, а часть — на удаленке, а может, и все сотрудники в будущем будут работать из дома. Для этого требуется дальнейшее развитие именно вот таких коллаборационных технологий. Сейчас уже достигнут достаточный уровень, обеспечивающий хорошее качество видео и голоса. Теперь основной упор делается на повышение качества ощущений пользователя, чтобы приблизить вот такое онлайн-взаимодействие к реальному общению, от которого отказываться не хочется.
CNews: Мы все скучаем по общению вживую, но, с другой стороны, инструменты удаленной работы дают возможность не ограничиваться географией. Бизнес может выбирать специалистов по всему миру.
Фёдор Прохоров: Я согласен. И это видно даже на примере таких, достаточно консервативных, компаний, как организации финансовой сферы. Свобода удаленной работы дала возможность привлекать таланты из других городов и стран. Организации привлекают больше квалифицированных специалистов, а люди, находящиеся вдали от каких-то центров или больших городов, точно так же находят интересную работу и профессионально растут. Это как раз та свобода, которая позволяет вместе с современными облачными технологиями и во многом благодаря им, получать информационные ресурсы вне зависимости от того, где находится та или иная компания или какие технологии она использует. Уверен, что сочетание удаленной работы, талантов и ресурсов позволяет строить и развивать бизнес отовсюду. Облака в этом всегда помогут.
Новости
Все новостиИнтервью
Фёдор Прохоров:
Сбер дает доступ к своему облачному суперкомпьютеру и искусственному интеллекту