CIO и СTO: как меняется влияние ИТ-руководителей в компаниях?
Пандемия и ее последствия привели к тому, что цифровые технологии, стали играть еще более важную роль в деятельности организаций по всем миру. Если раньше от ИТ зависело многое, то сегодня — почти всё. Соответственно, в таких условиях усиливается влияние профильных менеджеров — CTO и CIO — на процессы управления компанией.
Курс на сближение
Роль технического директора (CTO) и директора по ИТ (CIO) всегда была существенной в любой крупной и средней компании. По крайней мере, если мы говорим об организациях, планирующих оставаться в русле мировых технологических трендов. Сбалансированная стратегия в сфере ИТ, зачастую, определяет стратегический успех компании, ее конкурентные преимущества, привлекательность в глазах клиента. В последний год добавился и еще один важный аспект — цифровые технологии помогают компаниям вести бизнес в резко изменившейся макроэкономической среде, вызванной последствиями пандемии. На этом фоне значение CTO и CIO растет по мере все более глубокого проникновения облачных технологий, решений по организации удаленной работы и инструментов комплексного мониторинга ИТ-инфраструктуры.
В исследовании The Race to IT Observability, проведенном компанией LogicMonitor, где в частности затрагиваются последствия воздействия пандемии на традиционные роли старших менеджеров организаций приняли участие 600 крупных компаний. Общий вывод состоит в том, что в нынешних условиях, ИТ-команды, которые раньше могли работать достаточно независимо даже в рамках одной компании, сегодня все чаще объединяют усилия для максимально оперативного решения общих задач, возникающих на фоне пандемии. При этом обязанности и зона ответственности технических и ИТ-директоров расширяются, а роли традиционных групп ИТ-операций и администрирования (IT operations and administration teams, ITOps) приближаются к функциям разработчиков приложений и инженеров по качеству и безопасности (DevOps).
В конкретных цифрах ситуация выглядит так, что 78% CIO и CTO в регионе EMEA ощущают усиление своей роли в совете директоров в течение последнего года, растет также важность принимаемых решений. Так же считают 86% опрошенных менеджеров из Северной Америки и 74% представителей Азиатско-Тихоокеанского региона. В разрезе взаимодействия ИТ-команд, 93% предприятий из региона EMEA за последние 12 месяцев отметили усиление конвергенции между традиционными ITOps и DevOps. В то же время, 91% респондентов считают, что пандемия COVID-19 в 2020 г. ускорила процесс сближения между этими группами специалистов в рамках предприятия. Говоря о причинах такой тенденции, 28% ИТ-руководителей в странах EMEA склоняются к мысли о том, что главным преимуществом от объединения усилий ITOps и DevOps станет повышение уровня ИТ-безопасности на предприятиях. К ожидаемым положительным последствиям такого сближения относят также усовершенствованную масштабируемость и способность к автоматизации, более эффективное сотрудничество специалистов внутри компании и даже улучшение клиентского опыта. С результатами и прогнозами ситуация понятна, но что лежит в основе тенденции?
«Результаты исследования довольно логичны: в 2020 г. CTO и CIO были спасителями бизнеса, а сегодня являются главным звеном в процессе принятия стратегических решений, к чьим идеям и предложениям всё чаще прислушиваются, — говорит Татьяна Бочарникова, глава представительства NetApp в России и СНГ. — В разгар первой волны пандемии они обеспечивали непрерывность бизнеса, что позволяло компаниям не просто развиваться и зарабатывать деньги, но и просто-напросто выживать. Причём многим приходилось в прямом смысле пересобирать автомобиль на ходу».
Влияние COVID-19 на распределение ИТ-бюджетов
По мере того, как в условиях пандемии часть предприятий переходят на режим удаленной работы, все больше внимания уделяется облачным вычислениям, технологиям автоматизации ИТ-процессов и вопросам обеспечения кибербезопасности. Такие технологические акценты, по мнению аналитиков LogicMonitor во многом определяют усиление роли CTO и CIO в крупных и средних компаниях. При этом значительная часть ИТ-руководителей за последний год радикально пересмотрели принципы распределения бюджетов с учетом изменившихся реалий и возможных сценариев развития ситуации в ближайшем будущем.
Согласно результатам упомянутого исследования в 2020 г. 74% ИТ-руководителей в регионе EMEA существенно увеличили инвестиции в безопасность данных, 68% нарастили вложения в облачные технологии и сервисы, а 65% респондентов стали больше вкладывать в продукты и процессы, обеспечивающие автоматизацию ИТ. И это, похоже только начало длительного тренда, поскольку, отвечая на вопрос о планах по развитию инфраструктур, 73% ИТ-руководителей, представляющих предприятия в регионе EMEA, сообщили о том, что они собираются увеличить инвестиции в облачные технологии и услуги в следующие 12–24 месяца, для инвестиций в кибербезопасность и автоматизацию ИТ, этот показатель составляет 71% и 67%. Вместе с тем, 13% предприятий заявили, что расширение использования различных облачных технологий является для них приоритетом номер один в 2021 г. Также в числе первоочередных задач часто назывались такие аспекты как поддержка и развитие инструментов удаленной работы, модернизация ИТ-инфраструктуры, внедрение новых цифровых инструментов в бизнес-процессы предприятий.
Угроз становится все больше
Несмотря на все предпринимаемые усилия и внедрение новых технологий, сбои в работе ИТ-систем остаются широко распространенным явлением. Согласно данным исследования The Race to IT Observability, за последние три года 96% руководителей в странах Европы, Ближнего Востока и Африки заявили, что в их организации произошел хотя бы один ощутимый сбой в работе ИТ-систем. В среднем же в мире, как показывает статистика LogicMonitor, предприятия переживают 15 серьезных сбоев и около 20 отключений в течение трех лет. При этом от 7 до 8% респондентов (в зависимости от региона) сообщили, что их предприятиям пришлось преодолевать последствия 50 и более сбоев, отключений или отказов ИТ-подсистем за тот же период.
Наиболее негативные последствия, с которыми сталкиваются организации в результате тех или иных неполадок в основном состоят в снижении производительности ИТ-инфраструктуры и нарушении бизнес-процессов. Также инциденты оказывают влияние на доходы и репутацию бренда. Примечательно, что немалый процент руководителей в странах EMEA, сообщили о том, что организация, которая была их предыдущим местом работы, вообще закрылась, в результате последствий, наступивших из-за аварий ИТ-инфраструктуры.
В условиях пандемии спектр потенциальных угроз, которые могут негативно повлиять на бизнес-процессы предприятий, ощутимо расширился. Около 50% респондентов сообщили, что начиная с марта 2020 г., они отмечают тенденцию увеличения времени простоя ИТ-подсистем, причем, данное утверждение характерно как для Европы, так и для США или стран Азии. Это во многом связано с внезапно возникшей необходимостью перевода значительной части сотрудников на режим удаленной работы, к чему большинство организаций были попросту не готовы (во всяком случае, в таких масштабах и в столь сжатые сроки). Поэтому неудивительно, что процессы миграции и освоения новых подходов к работе проходили и проходят не всегда гладко.
При этом основная ответственность за потенциальные остановки и сбои ИТ-систем возлагается на технических директоров и/или CIO, что косвенно способствует стратегическом усилению их роли в системе управления предприятием. По мере того, как в мире продолжается цифровая трансформация, которая перешла в еще более активную фазу из-за продолжающейся пандемии, организации с одной стороны сталкиваются с новыми вызовами и рисками, а с другой — не могут позволить себе простоев в работе. В такой ситуации сбалансированное управление ИТ-инфраструктурой, поддержанное разумными инвестициями в развитие и технологии поможет организациям снизить риск простоев и быстро решить проблемы, когда они все же возникнут.
Новости
Все новостиИнтервью
Фёдор Прохоров:
Сбер дает доступ к своему облачному суперкомпьютеру и искусственному интеллекту