Технологии NetApp: управление данными без ограничений

Как «Тинькофф Банк» выигрывает конкуренцию, вкладывая в защиту от сбоев

Источник фото: photogenica.ru

Эра цифровой мобильности и обостряющаяся конкуренция заставляют финансовый сектор, всегда отличавшийся консервативностью и приоритетом надежности над оперативностью и удобством, обеспечивать мобильность и круглосуточную доступность наиболее популярных финансовых услуг. «Тинькофф Банк» одним из первых сделал ставку на технологичность своих финансовых продуктов и качество обслуживания клиентов, за что был заслуженно признан самым крупным независимым онлайн-банком в мире по результатам исследования международной консалтинговой компании Frost & Sullivan.

Современный бизнес тем эффективнее, чем более доступными для потребителя являются его наиболее востребованные продукты. Эта история приобретает еще большую значимость, когда речь идет о массовом обслуживании самых разнообразных групп клиентов, а также о стремительном увеличении клиентской базы. Разработка, запуск и обеспечение высокой доступности и качества финансовых услуг определяют повышенные требования к ИТ. Скорость, непрерывность и защита от любых сбоев являются необходимым условием для того, чтобы ИТ-инфраструктура могла обеспечивать потребности ключевых бизнес-процессов, не говоря уже о возможности быстрого масштабирования для обеспечения роста бизнеса.

Это своевременно поняли в «Тинькофф Банке». Задача стать полноценным финансовым супермаркетом в пятилетней перспективе нашла отражение в ключевых характеристиках бизнеса. Среди них оказался и полный отказ от розничных отделений в пользу инновационных методов обслуживания: через интернет и мобильные приложения. Обратной стороной сокращения расходов на офисы и персонал стала необходимость обеспечения такого уровня катастрофоустойчивости, какого в России не достигал еще никто. Бесперебойный доступ к данным, на который не должны влиять ни аварии, ни плановые технические работы — этого должно было достичь ИТ-подразделение компании.

Два ЦОДа вместо одного

Ключевым для обновления ИТ-архитектуры стало решение о создании не одного центра обработки данных (ЦОД), а сразу двух. Физически они должны находиться в пределах одного города. При выходе из строя одного из ЦОДов и до устранения аварии всю бизнес-нагрузку немедленно и без остановки сервисов на себя берет второй дата-центр.

В основе любой инфраструктуры, связанной с обработкой информации, лежит сама система хранения и обработки данных. В случае с «Тинькофф Банком», она должна была обладать максимально широкими возможностями как по защите сведений, так и по обеспечению отказоустойчивости.

«Перед нами стояла задача создать инфраструктуру, которая делает доступ клиента к сервисам «Тинькофф» более быстрым и легким, обеспечивая при этом высокую надежность системы. В связи с этим было принято решение о создании двух ЦОД, работающих в активном режиме в пределах одного города. Технология Metrocluster показалась нам наиболее оптимальной с учетом этих задач», — вспоминает вице-президент по информационным технологиям «Тинькофф Банка» Вячеслав Цыганов.

Размещение систем хранения данных (СХД) в двух независимых ЦОДах в решении NetApp Metrocluster реализовано с помощью их синхронного зеркалирования и дополнительных каналов связи. При этом функционал высокой готовности пары контроллеров позволяет Metrocluster обеспечивать тот же уровень надежности, что и у других решений NetApp. Расстояние между контроллерами и зеркальными копиями данных может достигать 200 км. Сама же технология Metrocluster дает возможность бесперебойной работы сервисов и приложений даже в случае полного выхода из строя различных компонентов системы.

Копия данных за долю секунды

Само внедрение решения NetApp прошло в несколько этапов. В ходе основного из них специалисты заменили устаревшие системы хранения данных. После этого все сервисы были протестированы на новой платформе. При этом, получившие отставку СХД не были выброшены на свалку. Возможности виртуализации систем хранения данных NetApp позволили использовать их в качестве дополнительной дисковой емкости для контроллеров. Это позволило «Тинькофф Банку» опосредованно избежать лишних трат на «железо».

По итогам внедрения «Тинькофф Банк» перевел на технологию Metrocluster пять из девяти двухнодовых систем NetApp. На них размещены базы данных Oracle, виртуальная инфраструктура VMware, различные доступные по CIFS и NFS файловые ресурсы, системы резервного копирования и даже результаты разработки и тестирования программных продуктов.

Бонусом от внедрения стал функционал защиты информации от порчи и логических ошибок. Копии любых данных создаются за доли секунд и за доли секунд восстанавливаются. Такая особенность наиболее полезна именно для банковской организации, клиенты которой не готовы по несколько часов ждать готовности служб и сервисов. Работоспособность любых критичных бизнес-приложений, таким образом, восстанавливается за считанные минуты.

Другая немаловажная выгода — возможность отказа от инфраструктуры SAN в пользу 10Gb Ethernet. Это — упрощение самих принципов масштабирования систем, которое принесло еще и менее энергозатратное внедрение систем баз данных и разработки приложений. Более того, теперь любое расширение инфраструктуры, а, следовательно, и обновление ее компонентов, происходит путем миграции сервисов на мощные системы NetApp.

Технологии, незаметные для клиентов

В «Тинькофф Банке» не скрывают своего удовлетворения и ИТ-результатами внедрения проекта, и последствиями для самого бизнеса. Даже полный выход из строя одного из ЦОДов приводит лишь к использованию ресурсов второго. Это происходит абсолютно незаметно как для клиентов банка, так и для его сотрудников. Всего же обновленная инфраструктура обеспечивает работу трех офисов в Москве и почти пятитысячного персонала по всей России.

В базах данных, выстроенных с помощью технологий NetApp, сейчас хранятся более 1500 ТБ. Их потеря или случайная порча невозможна благодаря многоуровневой системе защиты. А легкое масштабирование систем и их высокая производительность позволили «Тинькофф Банку» стать одним из лидеров в своем сегменте: на российском рынке кредитных карт компания является вторым по величине игроком с долей рынка в 8,4%.

Налицо и выполнение долгосрочной стратегии: замена привычных клиентских офисов мобильными приложениями и интернет-банкингом. В конечном счете решение задачи, казавшейся изначально исключительно технической, позволило и сэкономить ресурсы банка, и улучшить качество обслуживания клиентов.

ИНТЕРВЬЮ

Александр Першутов:
Как забыть об ИТ-инфраструктуре
Старт сразу нескольких ИТ-проектов заставил руководство «Седьмого континента» столкнуться с ограничениями производительности систем хранения данных. Кроме того, подошел срок очередной модернизации...