NetApp: продажи СХД на флеш выросли втрое

storage
мобильная версия

В то время как общая выручка компании NetApp сокращается, сегмент флеш-решений демонстрирует бурный рост за счет снижения их стоимости и более выгодной стоимости владения по сравнению с традиционными массивами жестких дисков.

От «космических» технологий к реальным внедрениям

Глобальная выручка компании NetAppот поставок систем хранения данных на флеш-дисках (all-flasharrays) выросла на 238% в первом квартале 2016 г. по отношению к аналогичному периоду годом ранее. По словам главы представительства NetAppв России Татьяны Бочарниковой, это самые высокие темпы роста среди крупных вендоров. При этом показатели компании SolidFireне оказали значительного влияния на темпы роста, так как сделка по приобретению этого вендора флеш-СХД NetAppзакрыла только в феврале 2016 г.

В общей сложности на флеш-системы приходится около трети выручки компании NetApp, и этот показатель будет расти. В России доля решений на флеш ниже, чем в глобальных результатах вендора, однако на отечественном рынке также растет интерес к подобным продуктам. «Если год назад флеш воспринимался как абстрактная космическая технология, то теперь нам задают практические вопросы, и зачастую наши презентации заканчиваются заключением реальных контрактов», – отметил ведущий технический эксперт NetAppв России Роман Ройфман.

Флеш дешевле жестких дисков

Важным фактором роста спроса на флеш-массивы является снижение стоимости таких решений. Стоимость таких решений в расчете на единицу полезного объем хранения приближается к цене SATA-дисков. «Однако если использовать функционал, встроенный в массивы all-flash, который включает дедупликацию, компрессию, а также разработанную NetAppтехнологию datacompaction, то эффективная стоимость 1 ГБ хранения на флеш оказывается ниже», – утверждает Роман Ройфман.

Технические преимущества

Cтехнической точки зрения флеш-диски SSDзначительно превосходят традиционные жесткие диски HDD. В первую очередь, это касается скорости работы. В системах HDDзадержка сигнала составляет 10 миллисекунд, в то время как во флеш-массиве это время сокращается до 0,5–1 миллисекунды. В специализированных решениях под задачи с высокой производительностью задержка может быть уменьшена до 0,1 миллисекунды.

Во-вторых, решения на флеш занимают значительно меньше места, таким образом заказчик может масштабировать систему без необходимости строить новое здание с внедрением дорогостоящих инженерных систем. Например, СХД емкостью 1 ПБ, которая в формате SATA-дисков занимает два серверных шкафа (56 «юнитов» U), можно уместить в одну полку размер 8U, если использовать твердотельные флеш-накопители SSD. Так достигается семикратная экономия пространства.

В-третьих, использование флеш позволяет сэкономить на операционных издержках, существенно сократив расходы на электроэнергию. Потребности петабайтной системы, построенной на дисках SSD емкостью 15 ТБ, составляют 1,4 КВт, в то время как для работы массива SATA-дисков аналогичной емкости требуется подвести мощность 6,2 КВт. В результате экономия на операционных издержках может составить 4,7 раза.

Флеш-пир «во время чумы»

Продажи систем на флеш – единственный крупный сегмент бизнеса вендоров СХД, который активно развивается. В целом поставки систем хранения сокращаются, и компания NetApp не является исключением. По итогам первого квартала 2016 г. продажи NetApp сократились на 15,6%, до $645,5 млн, а в целом рынок просел на 6%. Суммарная емкость выпущенных дисковых хранилищ также снизилась – на 4%, до 27,8 ЭБ.

В России картина несколько отличается. В объемах поставленной емкости рынок продолжает расти, хотя и небольшими темпами. Сокращение выручки гораздо более существенное – более чем на 30% (если считать в долларах). По данным IDC, в 2015 г. на российский рынок было поставлено СХД общей емкостью 480 539 ТБ, что на 1,6% больше показателя 2014 г. Зато в денежном выражении сокращение выручки гораздо более существенное – более чем на 30% (если считать в долларах. Общий объем поставок по итогам 2015 г. составил $380,9 млн. Уменьшение доходов вендоров связано с падением средней стоимости 1ГБ хранения. Кроме того, интерес клиентов смещается от «тяжелых» СХД к более легким решения из среднего ценового сегмента из-за сложной экономической ситуации.

Крупнейшими поставщиками СХД на российский рынок являются EMC, HP, IBM, HDS (Hitachi Data Systems) и NetApp.